Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2015
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 43

Централизованное тестирование по биологии, 2015

1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) раз­мно­же­ние
2) спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции
3) пи­та­ние
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва
2.  
i

Вы­со­кий уро­вень шума в мик­ро­рай­о­не го­ро­да, рас­по­ло­жен­ном вб­ли­зи аэро­пор­та, яв­ля­ет­ся при­ме­ром:

1) ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния
2) кон­цен­тра­ци­он­ной функ­ции био­сфе­ры
3) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия ло­каль­но­го мас­шта­ба
4) ан­тро­по­ген­но­го воз­дей­ствия гло­баль­но­го мас­шта­ба
3.  
i

Под­твер­жде­ни­ем от­но­си­тель­но­сти ка­ко­го кри­те­рия вида слу­жит на­ли­чие в пре­де­лах од­но­го и того же вида осо­бей с раз­ным на­бо­ром хро­мо­сом, об­ра­зо­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те му­та­ций?

1) эко­ло­ги­че­ско­го
2) ге­не­ти­че­ско­го
3) гео­гра­фи­че­ско­го
4) мор­фо­ло­ги­че­ско­го
4.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, сфор­ми­ро­вав­ше­го че­ты­ре типа гамет в сле­ду­ю­щем про­цент­ном со­от­но­ше­нии  — 43% Lm; 43% lM; 7% LM; 7% lm:

 

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5.  
i

По хи­ми­че­ской при­ро­де ри­бо­за яв­ля­ет­ся:

1) сте­ро­и­дом
2) ли­по­про­те­ни­ном
3) по­ли­са­ха­ри­дом;
4) мо­но­са­ха­ри­дом
6.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 2 обо­зна­чен:

1) фос­фо­ли­пид
2) по­ли­са­ха­рид­ный слой
3) ин­те­граль­ный белок
4) пе­ри­фе­ри­че­ский белок
7.  
i

На схеме стро­е­ния мо­ле­ку­лы ДНК циф­ра­ми I и II со­от­вет­ствен­но обо­зна­че­ны:

1) I — дез­ок­си­ри­бо­за; II — аде­нин
2) I — дез­ок­си­ри­бо­за; II — ци­то­зин
3) I — оста­ток фос­фор­ной кис­ло­ты; II — тимин
4) I — оста­ток фос­фор­ной кис­ло­ты; II — гу­а­нин
8.  
i

В про­цес­се оо­ге­не­за у мле­ко­пи­та­ю­щих раз­ли­ча­ют три пе­ри­о­да. В пе­ри­од со­зре­ва­ния:

1) ооци­ты пер­во­го по­ряд­ка де­лят­ся мей­о­зом
2) де­ле­ние оого­ни­ев пре­кра­ща­ет­ся, они на­чи­на­ют расти
3) об­ра­зу­ют­ся жгу­тик и ак­ро­со­ма, ме­ня­ет­ся форма клет­ки
4) ди­пло­ид­ные пред­ше­ствен­ни­ки по­ло­вых кле­ток пре­об­ра­зу­ют­ся в оого­нии.
9.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щие по­пу­ля­цию:

 

a)  аб­со­лют­ная смерт­ность - это ко­ли­че­ство осо­бей, по­гиб­ших за еди­ни­цу вре­ме­ни;

6)  если по­ка­за­тель рож­да­е­мо­сти выше по­ка­за­те­ля смерт­но­сти, то чис­лен­ность по­пу­ля­ции будет сни­жать­ся;

в)  если в по­пу­ля­ции пре­об­ла­да­ют пред­ре­про­дук­тив­ные особи, она яв­ля­ет­ся раз­ви­ва­ю­щей­ся.

1) а, б
2) а, в
3) б, в
4) толь­ко в
10.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к от­ря­ду При­ма­ты, яв­ля­ют­ся(-ется):

1) две пары ко­неч­но­стей
2) на­ли­чие в пи­ще­ва­ри­тель­ной труб­ке у эм­бри­о­на жа­бер­ных щелей
3) па­пил­ляр­ные узоры на паль­цах
4) пи­та­ние за­ро­ды­ша через пла­цен­ту
11.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к ядо­хи­ми­ка­там
2) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих
3) со­хра­не­ние опре­де­лен­ных раз­ме­ров вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми
4) су­ше­ство­ва­ние ме­че­хво­ста в не­из­мен­ном со­сто­я­нии на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий
12.  
i

Рас­про­стра­не­ние семян ря­би­ны дроз­да­ми яв­ля­ет­ся при­ме­ром дей­ствия фак­то­ров:

1) био­ти­че­ских меж­ви­до­вых
2) био­ти­че­ских внут­ри­ви­до­вых
3) абио­ти­че­ских кли­ма­ти­че­ских
4) абио­ти­че­ских оро­гра­фи­че­ских
13.  
i

B схеме эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии за­рас­та­ния лес­но­го мас­си­ва после по­жа­ра от­сут­ству­ют два звена (I и II):

од­но­лет­ние злаки → I →мел­ко­лист­вен­ные рас­те­ния → II.

Вос­ста­но­ви­те воз­мож­ную схему сук­цес­сии, ис­поль­зуя сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты:

 

а)  мно­го­лет­ние травы, ку­стар­ни­ки;

б)  саль­ви­ния, кув­шин­ка;

в)  ку­куш­кин лен, ла­ми­на­рия, клюк­ва;

г)  под­рост ели;

д)  сосна

1) I — а или в; II — д
2) I — б или в; II — г
3) I — а; II — г или д
4) I — в или г; II — б или д
14.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ор­га­низ­ма 28 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом и хро­ма­тид будет со­ма­ти­че­ской клет­ке в пре­син­те­ти­че­ский (G1) пе­ри­од ин­тер­фа­зы?

1) 28 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
2) 28 хро­мо­сом и 56 хро­ма­тид
3) 14 хро­мо­сом и 14 хро­ма­тид
4) 14 хро­мо­сом и 28 хро­ма­тид
15.  
i

Спир­то­вое бро­же­ние от­ли­ча­ет­ся от аэроб­но­го этапа кле­точ­но­го ды­ха­ния тем, что:

 

а  — ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся С_3$Н_4$О_3

б  — может осу­ществ­лять­ся вклет­ках рас­те­ний

в  — от­но­сит­ся к ре­ак­ци­ям дис­си­ми­ля­ции

г  — про­те­ка­ет при уча­стии О_2

д  — при рас­щеп­ле­нии 1 мо­ле­ку­лы глю­ко­зы син­те­зи­ру­ет­ся 2 мо­ле­ку­лы АТФ

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, г, д
4) толь­ко д
16.  
i

Из че­ты­рех при­ве­ден­ных пар ор­га­нов (струк­тур) живых ор­га­низ­мов три могут слу­жить оди­на­ко­вым срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый та­ко­вым до­ка­за­тель­ством не яв­ля­ет­ся:

1) ко­люч­ки как­ту­са и хво­ин­ки пихты
2) брюш­ные плав­ни­ки рыб и зад­ние ласты моржа
3) ядо­ви­тые же­ле­зы змеи и слюн­ные же­ле­зы че­ло­ве­ка
4) све­то­чув­стви­тель­ный гла­зок (стиг­ма) эв­гле­ны и глаз каль­ма­ра
17.  
i

Функ­цию за­щи­ты внут­рен­них ор­га­нов от ме­ха­ни­че­ских по­вре­жде­ний вы­пол­ня­ет в ор­га­низ­ме жи­вот­ных си­сте­ма ор­га­нов:

1) по­ло­вая
2) кро­ве­нос­ная
3) ды­ха­тель­ная
4) опор­но-дви­га­тель­ная
18.  
i

Цар­ство - это так­со­но­ми­че­ская ка­те­го­рия, объ­еди­ня­ю­щая род­ствен­ные:

1) от­де­лы
2) био­то­пы
3) им­пе­рии
4) на­дцар­ства
19.  
i

Сфаг­нум мяг­кий и дрок гер­ман­ский яв­ля­ют­ся:

1) ви­да­ми-кос­мо­по­ли­та­ми
2) куль­тур­ны­ми тра­вя­ни­сты­ми рас­те­ни­я­ми
3) объ­ек­та­ми са­до­вод­ства
4) ви­да­ми, за­не­сен­ны­ми в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь
20.  
i

На схеме стро­е­ния реч­но­го рака циф­ра­ми 4 и 6 обо­зна­че­ны эле­мен­ты си­стем:

1) кро­ве­нос­ной
2) пи­ще­ва­ри­тель­ной
3) по­ло­вой
4) нерв­ной
21.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:

1) пе­ри­сто­слож­ный
2) паль­ча­то­слож­ный
3) про­стой, с цель­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
4) про­стой, с рас­чле­нен­ной ли­сто­вой пла­стин­кой
22.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) в от­ли­чие от рас­те­ний у гри­бов нет оформ­лен­но­го ядра
2) y ры­жи­ка споры со­зре­ва­ют под шляп­кой от­кры­то, по­кры­ва­ло от­суг­ству­ет
3) ми­це­лий пе­ни­цил­ла со­сто­ит из гиф, раз­де­лен­ных пе­ре­го­род­ка­ми на клет­ки
4) ржав­чин­ные и го­лов­не­вые грибы яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов рас­те­ний
23.  
i

 

Струк­ту­ра, обо­зна­чен­ная на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­дер­жит хро­ма­то­фо­ры
2) за­щи­ща­ет от вы­сы­ха­ния
3) со­сто­ит из белка ту­бу­ли­на
4) обес­пе­чи­ва­ет спо­ро­об­ра­зо­ва­ние
24.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для щи­тов­ни­ка муж­ско­го:

 

а)  про­во­дя­щим эле­мен­том кси­ле­мы яв­ля­ют­ся тра­хе­иды;

б)  в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет га­ме­то­фит;

в)  ли­стья имеют стеб­ле­вое про­ис­хож­де­ние;

г)  на за­рост­ке об­ра­зу­ют­ся ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;

д)  двой­ное опло­до­тво­ре­ние.

1) а, б, в
2) а, в, г
3) б, г, д
4) в, г, д
25.  
i

У сосны обык­но­вен­ной:

1) нет смо­ля­ных ходов
2) дре­ве­си­на об­ра­зо­ва­на си­то­вид­ны­ми труб­ка­ми
3) эн­до­сперм фор­ми­ру­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния
4) жен­ские шишки крас­но­ва­то­го цвета рас­по­ло­же­ны на вер­хуш­ках мо­ло­дых по­бе­гов
26.  
i

Опре­де­ли­те рас­те­ние по опи­са­нию:

 

— цвет­ки с ярким око­ло­цвет­ни­ком, со­бра­ны в со­цве­тия;

— про­ду­ци­ру­ет много пыль­цы;

— по­верх­ность пыль­це­вых зерен ше­ро­хо­ва­тая;

— раз­ви­ты нек­тар­ни­ки;

— опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми.

1) эло­дея
2) люпин
3) тюль­пан
4) ореш­ник
27.  
i

Опре­де­ли­те отряд на­се­ко­мых по опи­са­нию:

 

— в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки;

— вто­рая пара кры­льев ви­до­из­ме­не­на в жуж­жаль­ца;

— ли­чин­ки без­но­гие и не­ред­ко без обособ­лен­ной го­ло­вы.

1) Дву­кры­лыe
2) Пря­мо­кры­лые
3) Жест­ко­кры­лыe
4) Че­шуе­кры­лые
28.  
i

Вспом­ни­те, к ка­ко­му клас­су от­но­сит­ся ха­ме­ле­он, и вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для пред­ста­ви­те­лей этого клас­са:

 

а)  яче­и­стые лег­кие;

б)  B по­лу­ша­ри­ях пе­ред­не­го мозга име­ют­ся за­чат­ки коры;

в)  по­зво­ноч­ник со­сто­ит из трех от­де­лов - шей­но­го, ту­ло­вищ­но­го и хво­сто­во­го;

г)  на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние;

д)  от­кла­ды­ва­ют яйца, со­дер­жа­щие запас пи­та­тель­ных ве­ществ.

1) а, б, д
2) а, в, г
3) б, в, д
4) толь­ко д
29.  
i

Ука­жи­те, к ка­ко­му от­ря­ду и клас­су от­но­сят­ся жи­вот­ные:

 

ЖИ­ВОТ­НЫЕОТРЯДКЛАСС

1  — га­дю­ка обык­но­вен­ная

2  — ку­ни­ца ка­мен­ная

3  — жер­лян­ка крас­но­брю­хая

а  — Хищ­ные

б  — Гры­зу­ны

в  — Хво­ста­тые

г  — Бес­хво­стые

д  — Че­шуй­ча­тые

е  — Птицы

ж  — Зем­но­вод­ные

з  — Мле­ко­пи­та­ю­щие

и  — Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

1) 1ви, 2бз, 3дж
2) 1дж, 2гз, 3аи
3) 1ди, 2бе, 3аз
4) 1ди, 2аз, 3гж
30.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

1 — не­ре­ис

2 — пру­до­вик

3 — бычий це­пень

ХА­РАК­ТЕР­НЫЙ ПРИ­ЗНАК

а)  сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка

6)  раз­ви­тие со сме­ной хо­зя­ев

в)  за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

г)  на­ли­чие кожно-му­скуль­но­го мешка

д)  ор­га­ны вы­де­ле­ния - про­то­не­фри­дии

е)  нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­ные-уз­ло­во­го типа

1) 1авге 2бд 3в
2) 1ав 2де 3абгд
3) 1авг 2ае 3бгд
4) 1бгд 2аве 3бвгд
31.  
i

При ока­за­нии до­вра­чеб­ной по­мо­щи по­стра­дав­ше­му с от­кры­тым пе­ре­ло­мом ко­неч­но­сти пре­жде всего сле­ду­ет:

1) на­ло­жить со­гре­ва­ю­щий ком­пресс
2) за­фик­си­ро­вать ко­неч­ность при по­мо­щи шины
3) оста­но­вить кро­во­те­че­ние и на­ло­жить сте­риль­ную по­вяз­ку
4) сов­ме­стить кост­ные об­лом­ки и туго пе­ре­бин­то­вать ко­неч­ность
32.  
i

Клет­ки крови обес­пе­чи­ва­ют со­про­тив­ля­е­мость ин­фек­ци­ям, осу­ществ­ля­ют борь­бу с чу­же­род­ны­ми для ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка ве­ще­ства­ми. Эта функ­ция крови на­зы­ва­ет­ся:

1) за­щит­ной
2) вы­де­ли­тель­ной
3) га­зо­транс­порт­ной
4) тер­мо­ре­гу­ля­тор­ной
33.  
i

Для под­дер­жа­ния го­мео­ста­за при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды до +38 °C в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит:

1) умень­ше­ние теп­ло­от­да­чи;
2) уси­ле­ние по­то­от­де­ле­ния
3) со­кра­ще­ние ске­лет­ных мышц
4) суже­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи
34.  
i

Нерв­ная ткань в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

а)  об­ла­да­ет свой­ства­ми воз­бу­ди­мо­сти и про­во­ди­мо­сти;

6)  осу­ществ­ля­ет ре­гу­ля­цию всех функ­ций;

в)  пред­став­ле­на удли­нен­ны­ми, за­ост­рен­ны­ми на кон­цах од­но­ядер­ны­ми клет­ка­ми;

г)  от­но­сит­ся к тка­ням внут­рен­ней среды.

1) а, б
2) б, в
3) в, г
4) толь­ко б
35.  
i

Вставь­те про­пу­щен­ное звено в схему, от­ра­жа­ю­щу­ю­о­со­бен­но­сти стро­е­ние ор­га­на слуха че­ло­ве­ка:

1) кор­ти­ев орган
2) слу­хо­вой нерв
3) ба­ра­бан­ная по­лость
4) ви­соч­ные доли боль­ших по­лу­ша­рий
36.  
i

Спи­ро­грам­ма плов­ца по­ка­за­ла. что жиз­нен­ная ем­кость его лег­ких со­ста­ви­ла 5500 см3 ре­зерв­ный объем вы­до­ха - 1900 см3, а ре­зерв­ный объем вдоха - 2500 см.3 Опре­де­ли­те ды­ха­тель­ный объем лег­ких плов­ца (см3):

1) 600
2) 1100
3) 3000
4) 4400
37.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для эле­мен­та пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке циф­рой 3:

 

а)  со­сто­ит из трех обо­ло­чек - со­еди­ни­тель­но­ткан­ной, мы­шеч­ной и сли­зи­стой;

6)  сред­ний слой стен­ки пред­став­лен по­пе­реч­но-по­ло­са­той му­ску­ла­ту­рой;

в)  со­дер­жит бак­те­ри­аль­ную мик­ро­фло­ру, участ­ву­ю­щую в ча­стич­ном рас­щеп­ле­нии цел­лю­ло­зы;

г)  рН среды боль­ше 7;

д)  под дей­стви­ем ши­ро­ко­го спек­тра фер­мен­тов в нем рас­щеп­ля­ют­ся био­по­ли­ме­ры пищи.

1) а, б, в
2) а, г, д
3) б, г, д
4) в, г, д
38.  
i

Для каж­дой доли коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка, ко­то­рые обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­ра­ми, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую функ­цию:

 

a)  осу­ществ­ле­ние без­услов­но­го кашле­во­го ре­флек­са;

6)  пла­ни­ро­ва­ние и ко­ор­ди­на­ция про­из­воль­ных дви­же­ний

в)  ощу­ще­ние по­ло­же­ния тела в про­стран­стве и уско­ре­ний;

г)  вос­при­я­тие и раз­ли­че­ние на ощупь формы, раз­ме­ра и ха­рак­те­ра по­верх­но­сти пред­ме­тов;

д)  зри­тель­ное ощу­ще­ние формы, окрас­ки, ве­ли­чи­ны, рас­по­ло­же­ния и на­прав­ле­ния дви­же­ния пред­ме­тов.

1) 1а; 2д; 3б; 4г
2) 1б; 2г; 3в; 4д
3) 1в; 2г; 3а; 4б
4) 1г; 2д; 3в; 4б
39.  
i

В све­же­вы­ры­тый пруд было за­пу­ще­но 22 кг маль­ка бе­ло­го амура и 12 кг маль­ка щуки. Какое ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство ком­би­кор­ма (кг), ко­то­рый по­треб­лял толь­ко малёк бе­ло­го амура, ис­поль­зо­вал хо­зя­ин пруда, если в конце се­зо­на он вы­ло­вил 172 кг бе­ло­го амура и 24 кг щуки? В 100 г ком­би­кор­ма за­па­се­но 300 ккал энер­гии, а в 100 г био­мас­сы кон­су­мен­тов  — 100 ккал. Пе­ре­ход энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом 10%.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

40.  
i

У кур пест­рая окрас­ка опе­ре­ния до­ми­ни­ру­ет над белой и опре­де­ля­ет­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в Z-хро­мо­со­ме, а опе­рен­ные ноги до­ми­ни­ру­ют над го­лы­ми и опре­де­ля­ют­ся геном, ло­ка­ли­зо­ван­ным в ауто­со­ме. При скре­щи­ва­нии пест­ро­окра­шен­но­го пе­ту­ха с опе­рен­ны­ми но­га­ми и белой ку­ри­цы с опе­рен­ны­ми но­га­ми было по­лу­че­но 24 цып­лен­ка

с раз­лич­ным со­че­та­ни­ем обоих фе­но­ти­пи­че­ских при­зна­ков. Опре­де­ли­те, сколь­ко среди них осо­бей с белым опе­ре­ни­ем и опе­рен­ны­ми но­га­ми, учи­ты­вая, что жен­ский пол яв­ля­ет­ся ге­те­ро­га­мет­ным и рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ство­ва­ло тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

41.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

A)  ядро

Б)  ва­ку­оль

B)  цен­три­оль

г)  ком­плекс Голь­д­жи

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  по­лость, огра­ни­чен­ная одной мем­бра­ной и за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком

2)  обя­за­тель­ный ком­по­нент эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток, в мат­рик­се ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ет­ся хро­ма­тин

3)  си­сте­ма упло­щен­ных од­но­мем­бран­ных ци­стерн, одна из функ­ций ко­то­рой - об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

4)  полый ци­линдр, со­сто­я­щий из де­вя­ти три­пле­тов мик­ро­тру­бо­чек, со­еди­нен­ных бел­ка­ми в еди­ную си­сте­му

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

42.  
i

Для каж­дой ткани (струк­тур­но­го эле­мен­та) рас­те­ния ука­жи­те функ­цию, ко­то­рую глав­ным об­ра­зом она (он) вы­пол­ня­ет:

ТКАНЬ (СТРУК­ТУР­НЫЙ ЭЛЕ­МЕНТ)

A)  со­су­ды

Б)  лу­бя­ные во­лок­на

В)  проб­ко­вый кам­бий

Г)  хло­ро­фил­ло­нос­ная парёнхима

ФУНК­ЦИЯ

1)  опор­ная

2)  фо­то­син­тез

3)  рост по­бе­га в длину

4)  запас пи­та­тель­ных ве­ществ

5)  об­ра­зо­ва­ние новых кле­ток проб­ки

6)  про­ве­де­ние про­дук­тов фо­то­син­те­за

7)  про­ве­де­ние воды и ми­не­раль­ных солей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

43.  
i

Ука­жи­те на­зва­ния ко­стей (ча­стей ске­ле­та), обо­зна­чен­ных на схеме ске­ле­та птицы бук­ва­ми А—Г:

1)  таз;

2)  киль;

3)  цевка;

4)  кисть;

5)  го­лень;

6)  ло­пат­ка;

7)  пред­пле­чье;

8)  паль­цы стопы.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

44.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го ука­жи­те си­сте­ма­ти­че­скую груп­пу, к ко­то­рой оно при­над­ле­жит:

ЖИ­ВОТ­НОЕ

А)  даф­ния

Б)  сли­зень

В)  ауре­лия

Г)  каль­мар

Д)  пес­ко­жил

СИ­СТЕ­МА­ТИ­ЧЕ­СКАЯ ГРУП­ПА

1)  Мол­люс­ки

2)  Ра­ко­об­раз­ные

3)  Плос­кие черви

4)  Круг­лые черви

5)  Коль­ча­тые черви

6)  Ки­шеч­но­по­лост­ные

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

45.  
i

Ука­жи­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  тер­мин «био­сфе­ра» ввел Э. Зюсс;

2)  яв­ле­ние фа­го­ци­то­за от­крыл И. И. Меч­ни­ков;

3)  трех­мер­ную мо­дель струк­ту­ры ДНК раз­ра­бо­тал К. А. Ти­ми­ря­зев;

4)  закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти сфор­му­ли­ро­вал А. Ле­вен­гук;

5)  до­пол­нил кле­точ­ную тео­рию по­ло­же­ни­ем о том, что до­чер­ние клет­ки об­ра­зу­ют­ся путем де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток, Р. Вир­хов.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

46.  
i

Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия пред­ло­жен­ных ор­га­низ­мов, вы­бе­ри­те трёх вто­рич­но­ро­тых жи­вот­ных:

 

1)  дож­де­вой червь;

2)  ве­ре­те­ни­ца;

3)  вла­со­глав;

4)  бо­ко­плав;

5)  плот­ва;

6)  сова

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

47.  
i

В ла­бо­ра­то­рии сту­ден­ты изу­ча­ют по­лип­ло­и­дию. В их рас­по­ря­же­нии име­ет­ся во­семь об­раз­цов кле­ток не­за­буд­ки, со­дер­жа­щих раз­ное ко­ли­че­ство хро­мо­сом:

 

1)19; 2)17; 3)27; 4)36; 5)9; 6)16; 7)54; 8)38.

 

Ука­жи­те но­ме­ра трех об­раз­цов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми ис­сле­до­ва­ния сту­ден­тов, если из­вест­но, что в ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида ты­ся­че­лист­ни­ка 18 хро­мо­сом.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

48.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  циста у амебы слу­жит для по­ло­во­го раз­мно­же­ния;

2)  про­ти­сты яв­ля­ют­ся эу­ка­ри­о­ти­че­ски­ми ор­га­низ­ма­ми;

З) ин­фу­зо­рия ту­фель­ка пе­ре­дви­га­ет­ся с по­мо­щью рес­ни­чек;

4)  ос­нов­ное за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство хло­рел­лы - крах­мал;

5)  про­цесс син­те­за АТФ у эв­гле­ны зе­ле­ной осу­ществ­ля­ет­ся в боль­шом ядре.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

49.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щие со­ма­то­тро­пин ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

 

1)  син­те­зи­ру­ет­ся в ги­по­та­ла­му­се;

2)  по хи­ми­че­ской при­ро­де яв­ля­ет­ся бел­ком;

3)  вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся клет­ка­ми пе­ред­ней доли ги­по­фи­за;

4)  уси­ли­ва­ет ре­аб­сорб­цию воды в по­чеч­ных ка­наль­цах;

5)  при сни­же­нии его вы­ра­бот­ки раз­ви­ва­ет­ся кре­ти­низм;

6)  при­ни­ма­ет уча­стие в ре­гу­ля­ции про­цес­сов роста и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

50.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка из пра­во­го пред­сер­дия в ле­гоч­ную вену, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

1)  ле­гоч­ный ствол;

2)  ар­те­рио­лы лег­ких;

3)  ка­пил­ля­ры лег­ких;

4)  пра­вый же­лу­до­чек;

5)  от­вер­стие, снаб­жен­ное трех­створ­ча­тым кла­па­ном.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 54123.